Фоновые показатели аварийности – индикаторы эффективности введения инструментов регулирования промышленной безопасности

07. Опасные производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта России

В годовщину двадцатилетие принятия Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ЗАО НТЦ ПБ продолжает публикацию исторических сведений об аварийности и травматизме в базовых отраслях российской промышленности на опасных производственных объектах (ОПО), полученных на основе имеющихся официальных данных Госгортехнадзора и Ростехнадзора.
ОПО в сфере промышленной безопасности – это главный объект исследования (анализа, заботы, надзора) в решении проблем аварийности и травматизма.
Главный объект исследования (анализа, заботы, надзора) в решении проблем аварийности и травматизма в сфере промышленной безопасности – это большие отраслевые системы поднадзорных опасных производств. Для исследуемых опасных производственных объектов очень важен анализ взаимодействия их производственных срезов и защитной сферы обеспечения промышленной безопасности. Ведь ОПО – одновременно и Опасный, и Производственный объект.
Какие же тренды изменения фоновых уровней аварийных опасностей наблюдались в последние 20 лет в главных отраслях опасных производственных объектов? И видно ли на них что дало регулирование промышленной безопасности по федеральному закону 116-ФЗ в условиях масштабного регулирования хозяйственной деятельности и в стране, и в промышленности. Это можно наглядно проследить, - исходные данные вполне доступны.
Ранее были представлены данные об аварийности в базовых отраслях горно-металлургического комплекса России:

Как было показано, удельная аварийность в горно-металлургическом комплексе, в нефтегазодобывающей и нефтехимической промышленности России существенно выросла именно в годы радикального спада производства в отечественной промышленности в 1990-е гг. Заметное снижение аварийности началось после реализации положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятого в 1997 году.

Это видно и по динамике показателей удельной аварийности на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта России в 1990-2010-е гг.: здесь и ранее в качестве исходных использованы только официальные данные Ростехнадзора (по количеству зафиксированных аварий) и Росстата (по объему производства или масштабу деятельности).


Рис. 1. Удельная аварийность на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта, количество зафиксированных аварий на 1 трлн тн-км грузооборота

Из рис. 1 видно, что тенденция снижения аварийности вполне четко оформилась с началом реализации положений ФЗ-116. По историческим меркам достаточно быстро в условиях радикальных реформ была упорядочена и обновлена традиционная сфера обеспечения промышленной безопасности – как системный и адекватный ответ на новый вызов адаптации создаваемых рыночных структур, порождавших и «неплановые» опасности в промышленной России.
Табл. 1.Основные транспортные показатели МТТ и отдельные риск-ориентированные индикаторы аварийности и смертельного травматизма при транспортировке опасных веществ на ОПО МТТ

В абсолютных величинах почти 70% всех трубопроводных аварий регистрируется на газопроводах, но на них приходится и ~70% протяженности всех магистралей. В целом на МТТ после высоких уровней 1993-1998 гг. (рис.1) удельная аварийность на грузооборот в 2000-2010-х гг. снижается (Табл. 1), при этом на одну аварию в 2012-2016 гг. регистрировалось в среднем 17 инцидентов. Для примера на Рис. 2 показана динамика смертельной тяжести аварий на ОПО МТТ за 2005-2016 гг. (последняя строчка в Табл. 1 в графическом виде).


Рис. 2. Смертельная тяжесть аварий на ОПО МТТ (среднее число погибших, приходящихся на 10 аварий)

Представленные актуализированные данные о фоновых аварийных опасностях на ОПО МТТ необходимы и для корректного использования руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах" (утв. приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 N 188) в части применения алгоритма ранжирования участков линейной части МТТ по опасности аварий. Уточненные критерии аварийной опасности относительно актуальных фоновых уровней представлены в Табл. 2.

Табл. 2.Показатели и критерии для ранжирования участков линейной части МТТ по степени опасности аварий по сравнению со среднеотраслевым фоновым риском аварии за последние 5 лет (2012-2016 гг.)

 

Приведенные в этой и предыдущих заметках риск-ориентированные показатели опасности аварий на ОПО не отменяют, а только дополняют традиционные показатели аварийности и травматизма – «высвечивают» опасности аварий в переходные и кризисные периоды. Для относительно стабильных, динамически устоявшихся систем поднадзорных ОПО традиционные показатели аварийности и травматизма вполне пригодны, в достаточной степени представительны для формирования соответствующей «карты опасностей», необходимой для риск-ориентированного обеспечения промышленной безопасности.
Для конструктивного внедрения риск-ориентированного подхода необходимы реальные ориентиры имеющихся аварийных опасностей, а также достигнутого и желаемого уровня обеспечения промышленной безопасности. Одним из важных индикаторов состояния промышленной безопасности может служить фоновый уровень опасности аварий, фиксируемый не на отдельном опасном производственном объекте, а в отраслевых системах опасных производств. По изменению соотношения фонового риска аварии в отрасли и на конкретном поднадзорном объекте можно судить о состоянии дел и эффективности систем управления промышленной безопасности на действующем ОПО.
Изменения фоновых показателей аварийности соотнесенной с масштабом производственной деятельности – представительные индикаторы эффективности внедрения и использования как «старых» традиционных, так и «новых» риск-ориентированных инструментов регулирования промышленной безопасности.
Следующий наш график будет о динамике удельной аварийности в других отраслях нефтегазового комплекса России. Не пропустите публикацию на safety.ru.

Хотите быть всегда в курсе наших новостей и событий? Подписывайтесь!