Ростехнадзором утверждены методические рекомендации по классификации аварийных происшествий на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса

Приказом Ростехнадзора № 29 от 24 января 2018 г. утверждено Руководство по безопасности «Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса» (далее – Руководство), которое разработано в целях содействия соблюдению требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480.
Руководство разработано в соответствии с решениями заседания секции НТС № 6 «Безопасность объектов нефтегазового комплекса» рабочей группой экспертов и ведущих специалистов АНО АИПР, ПАО «АНК «Башнефть», ПАО «Газпром», ООО «Газпром газнадзор», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Лукойл», ООО «НИИ «Транснефть», ЗАО НТЦ ПБ, ПАО «НК «Роснефть», ЗАО «РКСС», ООО «СИБУР», ПАО «Транснефть», организованной при Управлении по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
Руководство содержит рекомендации по четырехуровневой классификации техногенных событий промышленной безопасности – (1) аварий, (2) инцидентов, (3) предпосылок к инцидентам, (4) нарушений в системе управления промышленной безопасностью и производственного контроля (СУПБ и ПК) и (или) опасных отклонений технологических параметров – на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса (ОПО НГК).

Руководство рекомендуется применять при расследовании и учете аварий и инцидентов; оценке эффективности СУПБ и ПК; определении уровня безопасности ОПО НГК; анализе опасностей и оценке риска аварий; разработке документов эксплуатирующих организаций по учету аварий, по расследованию и учету инцидентов, учету и предупреждению нарушений требований промышленной безопасности; разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, деклараций промышленной безопасности, обоснования безопасности ОПО НГК; разработке мероприятий по обеспечению дистанционного контроля на ОПО НГК.
В руководстве впервые в нормативах Ростехнадзора даны типовые признаки для различения предаварийных а) разрушений, б) отказов и в) повреждений технических устройств, применяемых на ОПО НГК.
Выброс опасных веществ (ОВ), обращающихся на ОПО НГК – ключевое аварийноопасное событие (происшествие), предваряющее возникновение и развитие аварии на ОПО НГК: от быстролокализуемых инцидентов до сценариев крупных аварий. Аварийноопасный (т.е. непредусмотренный технологическим регламентом и (или) проектной документацией) выброс опасных веществ происходит при разрушении сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО НГК, их отказе, повреждении или отклонении от установленного режима технологического процесса.
При классификации аварий и инцидентов на ОПО НГК в Руководстве разграничены два типа выбросов опасных веществ – контролируемые и неконтролируемые. К неконтролируемых, в соответствие с определением аварии по ФЗ 116, относятся все выбросы опасных веществ, возникающие при разрушении сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО НГК (независимо от тяжести дальнейших последствий распространения собственно выброса). Тяжесть аварии в данном случае обуславливает допущенный ущерб от разрушения сооружений или технических устройств (далее – разрушение). Ущерб от разрушения на ОПО НГК в отличие от долгорассчитываемого долларового эквивалента ANSI/API RP754 в 25 тыс. $, может быть достаточно быстро оценен временем аварийного простоя, – для непрерывных производств, как правило, превышающим трое суток.
До- и не- аварийный, т.е. контролируемый выброс опасных веществ на ОПО НГК,  не может быть при разрушении, но возможен при отказе, повреждении технических устройств, применяемых на ОПО НГК, или при отклонении от установленного режима технологического процесса на ОПО НГК. Контролируемый выброс опасных веществ происходит на ОПО НГК только без взрыва, пожара и загрязнения водных объектов, и только в режиме предусмотренного (проектной документацией, другими документами) срабатывания и действия систем противоаварийной защиты и иных штатных систем предупреждения и локализации последствий аварии, в количествах меньше пороговых для аварий, установленных Руководством. Выбросы меньше пороговых для инцидентов целесообразно относить к утечкам. Определяющий признак «контролируемый» для выброса ОВ в Руководстве использован не в приложении к штатному ведению технологического процесса, а к его нештатным состояниям, когда включаются системы предупреждения вызревания актуальных аварийных угроз из «дремлющих» опасностей обращающихся ОВ на ОПО НГК. От степени оперативности и эффективности срабатывания противоаварийных систем зависит возможность инициации аварии или пресечения предаварийной ситуации на уровне инцидента. Минимизируемый объем локализованного предаварийного выброса ОВ – важный показатель подтверждения действенного организационно-технического контроля за началом и пресечением разгерметизации, оперативности сдерживания и ликвидации угрозы возникновения аварии. Другим сигнальным условием для контролируемого выброса ОВ служит незначительный размер ущерба предаварийного происшествия, т.е. когда отсутствуют разрушения сооружений или технических устройств на ОПО НГК, не возникает пожар, взрыв, и загрязнение водных объектов, не происходит смертельный, групповой или тяжелый НС, нет фактов нарушений условий жизнедеятельности, причинения вреда третьим лицам и т.п.
Контролируемый выброс ОВ не может давать старт развитию сценариев аварий, а должен ограничивать аварийные происшествия уровнем инцидента, причиной которых, по определению ФЗ 116 , являются (а) отказы, (б) повреждения технических устройств, применяемых на ОПО, (в) отклонения от установленного режима технологического процесса. События (а) и (б) могут непосредственно приводить к выбросу ОВ, размер и контролируемость которого могут служить признаком отсутствия факта разрушения сооружений или технических устройств на ОПО НГК. 
Согласно утвержденному Руководству результаты анализа причин возникновения техногенных событий на ОПО НГК рекомендуется использовать при оценке и принятии на ОПО НГК превентивных мер предупреждения аварий, инцидентов при ежегодном анализе функционирования СУПБ и подготовке отчетов по СУПБ и ПК, реализации системы дистанционного контроля на ОПО НГК.

Хотите быть всегда в курсе наших новостей и событий? Подписывайтесь!