Проблемы внедрения систем управления промышленной безопасностью

"\/experts-opinion\/problemy-vnedreniya-sistem-upravleniya-promyshlennoy-bezopasnostyu"

После утверждения Концепции совершенствования системы Госгортехнадзора России в условиях либерализации экономики по инициативе и под руководством Госгортехнадзора России была развернута компания по проведению экспериментов по совершенствованию надзорной деятельности, созданию и внедрению СУПБ.

На протяжении многих лет в приказах, распоряжениях и постановлениях Госгортехнадзора России, практически на каждой конференции, на каждом семинаре, посвященном вопросам промышленной безопасности, декларировался тезис о перенесении акцента с надзора за соблюдением требований ПБ на надзор за СУПБ, о приоритетности направления по развитию СУПБ. Однако на практике, несмотря на постановку и проведение Госгортехнадзором России этого многолетнего эксперимента по разработке и внедрению СУПБ и надзору за ними, акцента перенесено не было, никаких требований к СУПБ принято не было – ни единых, ни частных.

Параллельно с проведением экспериментов делались некоторые попытки организовать нормативно-методическое обеспечение процесса внедрения СУПБ. Требования к СУПБ разрабатывались в течение нескольких лет, но так и не были оформлены в виде нормативного акта. Основное препятствие заключалось в разном подходе к статусу этого документа. Одни, в основном это были представители надзора, считали необходимым сделать этот документ обязательным для исполнения, другие, в том числе и разработчик – Научно-технический центр «Промышленная безопасность», - считали, что документ этот должен быть добровольным для применения, в соответствии с мировой практикой.

Многие организации в рамках проводимого эксперимента и по собственной инициативе разрабатывали и внедряли у себя СУПБ, но в результате отсутствия нормативной и методической базы, относящейся к СУПБ, получались совершенно разные системы, которые соответствовали уровню понимания проблемы конкретного разработчика такой системы и, несмотря на кардинальные различия, назывались одинаково – системами управления промышленной безопасностью.

В рамках проводимого Госгортехнадзором России эксперимента так и не были решены главные проблемы СУПБ – разработка и утверждение требований к СУПБ и создание механизма оценки соответствия СУПБ этим требованиям. Эксперимент, проводимый Госгортехнадзором России на протяжении нескольких лет, не привел к каким-либо конструктивным результатам.

Лишь в 2013 году в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» были внесены изменения, регламентирующие, в частности необходимость создания СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО I или II класса опасности.

В отличие от понятия СУПБ, которое отсутствовало на законодательном уровне, в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» изначально было сформулировано понятие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (ПК), а вслед за этим появились Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263, которые актуальны и в настоящее время. Эти Правила в значительной степени выполняли функции несуществующих требований к СУПБ. Даже определения ПК и СУПБ достаточно трудно отличить друг от друга. 

В соответствие с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» система управления промышленной безопасностью – комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий.

А Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте определяют ПК следующим образом: производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

Как видим, определения абсолютно идентичные. И система производственного контроля в организациях в значительной степени выполняет функции СУПБ, изначально находится под надзором и контролем Ростехнадзора, поддерживается комплексом соответствующей документации и процедурами, включающими периодическую отчетность по различным направлениям.

В отношении же СУПБ, в развитие требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 536 были утверждены Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, в которых установлен перечень необходимой документации СУПБ и ее содержания. Этим исчерпывается нормативная база, относящаяся к СУПБ.

Итак, в отношении ПК имеется достаточно налаженная и устоявшаяся система функционирования ПК, надзора и контроля за ней, чего нельзя сказать о СУПБ. Формальное наличие в организации, эксплуатирующей ОПО, перечисленных в Требованиях документов с регламентированными названиями не гарантирует эффективного функционирования СУПБ и не позволяет осуществлять полноценный надзор за функционированием таких СУПБ. По этой причине во многих организациях разрабатываются формальные документы СУПБ, отвечающие нормативным требованиям к их названию, предъявляемые надзорному органу, но реально не работающие. То есть отсутствует процедура оценки соответствия СУПБ ее назначению. 

Таким образом, в настоящее время полноценное внедрение и функционирование СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, далеко от завершения и требует решения достаточно широкого круга проблем, таких как оценка эффективности СУПБ, независимая оценка соответствия, обратная связь в управлении и других вопросов, которым будут посвящены дальнейшие заметки.

 

Хотите быть всегда в курсе наших новостей и событий? Подписывайтесь!