Изменения в фнп «Общие правила взрывобезопасности…»: почему ФАУ «Главгосэкспертиза России» не принимает вероятностный подход?

"\/experts-opinion\/izmeneniya-v-fnp-obshchie-pravila-vzryvobezopasnosti-pochemu-fau-glavgosekspertiza"

По информации  ряда проектных организаций при  проведении государственной экспертизы проектной документации и реконструкции опасных производственных объектов (ОПО), в том числе нефте- и газоперекачивающих станций, экспертами ФАУ «Главгосэкспертизы» выдаются замечания  к техническим решениям по обеспечению взрывоустойчивости помещений операторных, основанных на результатах применения количественного анализа риска взрыва в соответствии с новыми Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (далее - Правила) и Руководством по безопасности «Методы обоснования взрывоустойчивости зданий и сооружений при взрывах топливно-воздушных смесей на опасных производственных объектах» (далее - Руководство). 
В соответствии с п.3.1, п.3.2 Правил взрывоустойчивость здания при внешнем взрыве топливно-воздушных смесей при авариях на ОПО, обеспечивается:

  1. если выполняется условие, при котором здание находится вне возможных зон действия падающей ударной волны с амплитудой давления на фронте, превышающей предельное давление, на которое рассчитано здание;
  2. в случае невозможности выполнения вышеуказанного условия (1) для обо-снования взрывоустойчивости следует использовать результаты ко-личественного анализа риска взрыва и критерий, согласно которому частота разрушения здания в течение года не должна превышать допустимую величину.  

Допустимая величина риска разрушения здания обосновывается в проектной документации или принимается согласно нормативным методическим документам. В п.12 Руководства допустимую величину риска разрушения рекомендуется принять равной 10-4 год-1.
Важно отметить, что, фактически, требование п. 3.2 Правил и п.12 Руководства касаются только оптимальности размещения зданий и сооружений на безопасных расстояниях с учетом риска их разрушений при аварийных взрывах. Одновременно при обосновании безопасного размещения зданий должны выполняться все требования промышленной, пожарной, механической безопасности к проектируемым зданиям, безопасности людей  и технологических процессов, в т.ч. по п.2.1-2.4 Правил. 
Одним из основных доводов экспертов – условие «в случае невозможности…», приведенные в п.3.2 Правил. Действительно, в настоящее время для большинства случаев имеются все технические возможности выполнения п.3.1 Правил, фактически соответствующих принципу «нулевого риска» (или «абсолютной безопасности») за счет удаления зданий на любые расстояния или укрепления их конструкций, в том числе путем строительства подземного бункера. Но насколько это увеличит стоимость строительства, а в некоторых случаях и последующей эксплуатации? По сообщению представителей ряда компаний реконструкция операторных в отрасли согласно требованиям п.3.1 Правил приводит к цифрам в несколько миллиардов рублей. Не лучше эти деньги направить на предупреждение аварий? Особенно затруднительно выполнение «нулевого риска» для ОПО с обращением сжиженного углеводородного газа (СУГ),  взрыв которых за счет дрейфа облаков ТВС может происходить на расстояниях до 1 км от места выброса и даже превышать значения радиусов разрушения, рассчитанных по «тротиловому эквиваленту». 
Поясним, что при разработке вероятностного подхода и критериев, изложенных в Правилах и Руководстве,  использовался опыт обоснования безопасности различных объектов защиты, в том числе людей и материальных объектов, который широко применяется за рубежом и внедряется в отечественную практику при разработке деклараций промышленной безопасности, специальных технических условий и обоснования безопасности опасных производственных объектов. В частности, в российской практике количественные критерии индивидуального и социального риска представлены в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности (123-ФЗ), необходимость расчета различных показателей риска также отражены в требованиях к разработке декларации промышленной безопасности (РД-03-14-2005, РД 03-357-00), стандартах ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011, ГОСТ Р ИСО 17776-2010  и др. 
Если применение вероятностного критерия безопасности людей принимается, то почему его нельзя принять к зданиям и сооружениям? 
В приложении 2 Руководства используются термины в соответствии с техническим регулированием и риск-анализа, а именно:
«взрывобезопасность - состояние производственного процесса, при котором исключается недопустимый риск взрыва и поражения людей»;
«взрывоустойчивость - свойство зданий и сооружений сохранять с заданной вероятностью устойчивость к взрывам от аварий на опасном производственном объекте».
Критерий разрушения зданий выбран исходя из необходимости обеспечения безопасности людей, находящихся в зданиях и осуществляющих действия по эксплуатации и управления безопасностью в аварийных ситуациях. При обосновании величины 10-4 год-1 учитывались: 

  • критерии допустимого пожарного риска для взрывопожароопасных производственных объектов согласно123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
  • данные по условной вероятности гибели людей в разрушенных зданиях, приведенных в приложении 3 Правил;
  • аналогичные критерии, приведенные в зарубежных документах (например,  документ надзорного органа Великобритании «Offshore Installations (Safety Case) Regulations 2005. Regulation 12 Demonstrating compliance with the relevant statutory provisions. — UK: Health and Safety Executive, 2005»).

Материалы на эту тему также вы можете прочитать в статьях "Изменения в ФНП «Общие правила взрывобезопасности…»: Нужно ли анализировать взрывоустойивость операторных при аварийных взрывах?" и "КОР - Количественная оценка риска аварии на опасном производственном объекте".
Таким образом, применение количественного анализа риска взрыва и вероятностных критериев, изложенных в Правилах и Руководстве для обоснования взрывоустойчивости зданий, соответствует требованиям промышленной и пожарной безопасности, технического регулирования, зарубежной и отечественной практике анализа риска и может быть рекомендовано для принятия проектных решений для вновь проектируемых ОПО. 

 

комментарии

Оставить комментарий

Хотите быть всегда в курсе наших новостей и событий? Подписывайтесь!